Юридический факультет ВГУ Юридический факультет ВГУ Юридический факультет ВГУ
Факультет Структура Обучение Наука Библиотека
Юридический факультет ВГУ

Факультет / Структура / Кафедры / Кафедра административного и административного процессуального права / Новости

Новости

2.12.2012

Доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета Т.М. Бялкина и доктор юридических наук, доцент этой же кафедры О.С. Рогачева приняли участие в работе XIII Ежегодной международной научно-практической конференции юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и IV международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина «Правовая политика: вызовы современности». Конференция проходила в рамках Второй Московской юридической недели (27 ноября – 2 декабря 2012 г.), организованной Московским региональным отделением Ассоциации юристов России при поддержке юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Приветствовал участников конференции ректор МГЮА имени О.Е. Кутафина, профессор В.В. Блажеев. На пленарном заседании были заслушаны доклады: заведующего кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ю.н., профессора С.А. Авакьяна на тему: «Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее реализации»; проректора МГЮА им. О.Е. Кутафина, д.ю.н., профессора И.М. Мацкевича на тему: «Концепция подготовки научно-педагогических кадров в сфере юриспруденции»; заведующего кафедрой предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ю.н., профессора Е.П. Губкина на тему: «Правовая политика в сфере рыночной экономики: теория и практика».

Несмотря на заявленную тему пленарного заседания, больше всего говорили о проблемах подготовки научных кадров. Первый проректор МГЮА Игорь Мацкевич пожаловался на низкое качество такой подготовки. Профессор назвал юридические вузы, подготовившие наибольшее количество кандидатов юридических наук по той или иной специальности. Например, в 2010 году по теории права лидером стал не Институт государства и права РАН, а Кубанский государственный аграрный университет. По словам Игоря Мацкевича, качество подготовленных работ снижается: так, решающим при защите становятся самостоятельность выполненной работы и то, что «она не хуже других выполненных ранее работ». При этом после защиты в науке остается только каждый пятый кандидат. «Куда идут другие?», – риторически спрашивал профессор. «В чиновники», – послышался тихий ответ в зале.

Затронули участники пленарного заседания и вопросы политики права. Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ профессор Сурен Авакьян просил участников задуматься над тем, что такое свобода общественного мнения. Давая ответ на вопрос, профессор заметил, что одна из составляющих этой свободы – это право на самовыражение, которое, по словам Сурена Авакьяна, можно описать русской поговоркой «мели Емеля». Профессор призвал быть терпимее и на таких «емель» внимания не обращать. Другая составляющая свободы общественное мнения, по его словам,  – это право на коллективное высказывание такого мнения, которое реализуется посредством выборов, референдума и митингов.

Коллега Сурена Авакьяна профессор кафедры предпринимательского права Евгений Губин затронул проблему национального правового суверенитета. Защищая российское гражданское права, Евгений Губин заметил, что уход бизнеса в зарубежную юрисдикцию связан не с качеством права, а с уровнем защищенности предпринимателей. Профессор заметил, что для решения такой проблемы одного Совета по кодификации гражданского права может не хватить: необходим единый центр, который бы занимался системным изменением всех отраслей законодательства.

Работа секции административного права, в которой приняла участие О.С. Рогачева, вызвавшей неподдельный интерес ученых (только докладчиков было более 100), началась с обсуждения теоретических проблем. Например, как преподавать административное право или что такое административный процесс? Последний вопрос нашел четкий ответ в докладе немецкого судьи Йорга Пудельки. Он заметил, что в Германии под административным процессом понимают только процедуру судебного обжалования решений и действий органов власти. Систему административных судов Йорг Пуделька посоветовал создать и в России. Регулировать деятельность таких судов должен самостоятельный процессуальный кодекс, поскольку в основе административного процесса лежат отличные от гражданского процесса принципы. При этом административная юстиция должна функционировать вне системы судов общей юрисдикции – правда, если у государства есть на это деньги. Немецкий судья выразил надежду, что у России с деньгами проблем не возникнет.

По лицам присутствующих и оживленному перешептыванию было заметно, что с предложениями немецкого юриста представители российской административно-правовой науки согласны. Не меньший интерес вызвал и доклад доцента Ташкентского государственного юридического института Леонида Борисовича Хвана, посвященный регулированию деятельности чиновников. Выступавший предложил взамен административных регламентов, которых он насчитал в России около 900, ввести административные процедуры. По его словам, если регламенты детально прописывают процедуру совершения чиновником действий, то процедуры предлагают чиновнику творческий и инициативный подход. Профессор МГЮА Лев Леонидович Попов, возражая Леониду Борисовичу Хвану, заметил, что в России регламенты вводились для борьбы с произволом чиновников. Он также добавил, что в США административный регламент для налоговых органов вмещают 10 тыс. страниц текста. По мнению Льва Попова, при такой детально прописанной процедуре для произвола просто нет места.

Были высказаны замечания и в отношении тенденции развития КоАП. Представитель Воронежского государственного университета доктор юридических наук Ольга Сергеевна Рогачева заметила, что тенденция эта однобока и направлена на усиление ответственности, причем наказания за правонарушения становятся жестче, чем за преступления. Докладчица обратила внимание на еще одну тенденцию – это расширение в КоАП объективного вменения. О.С. Рогачевой было отмечено, что в России объективно существует необходимость создания собственной отдельной программы, содержащей основные направления борьбы с административными правонарушениями, поскольку отсутствует единая концепция государственной политики по противодействию административно наказуемым правонарушениям. Об этом свидетельствуют многочисленные поправки в КоАП РФ. Прежде всего, это говорит о нестабильности административно-деликтного законодательства. Остается нерешенной проблема управления административно-юрисдикционной деятельностью в сфере борьбы с административными правонарушениями. Практика органов государственной власти порой противоречива в решении вопроса о привлечении к административной ответственности, а также в процедурных вопросах. О.С. Рогачевой последовательно были рассмотрены основные направления административно-деликтной политики: социально и научно обоснованная деликтолизация деяний, разработка системы действенных, справедливых и целесообразных административных наказаний; быстрое выявление и полное раскрытие административных правонарушений, правильная квалификация деяний и назначение наказания виновным; своевременное исполнение административных наказаний; предупреждение административных правонарушений.

Были интересны выступления профессора, д.ю.н., Исламходжаева Хасана Суратовича (заведующий кафедрой административного и финансового права Ташкентского государственного института права), профессора, д.ю.н., Хамедова Исы Ахлемановича (заведующий кафедрой государственного строительства и права Университета мировой экономики и дипломатии). Свои выступления они посвятили развитию административного права на постсоветском пространстве, в том числе созданию административных судов, принятию законов об административных процедурах.

Большим представительством отличалась также секция конституционного и муниципального права, в которой в качестве докладчиков было заявлено около 50 человек. Участники секции обсудили наиболее актуальные проблемы конституционно-правовой науки. О политической составляющей конституционного права говорила доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГУ имени Ломоносова Н.А. Богданова. С докладами о проблемах избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации выступили член Центральной избирательной комиссии РФ, кандидат юридических наук Е.П. Дубровина, доктор юридических наук, профессор кафедры государствоведения и права РАНХ и ГС при Президенте РФ Р.Т. Биктагиров, доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института, зав. кафедрой конституционного права Орловского государственного университета П.А. Астафичев и другие. Большой интерес вызвали доклады, посвященные конституционным основам стратегического планирования, конституционно-правового регулирования экономики, взаимодействия предпринимателей и власти (доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики В.Д. Мазаев, кандидат юридических наук, доцент этой же кафедры С.В. Васильева). Много внимания было уделено также вопросам правовой политики в различных сферах жизни государства и общества: предоставления гражданства в контексте миграционных процессов, защиты прав человека,  развития культуры, социальных вопросах (Уполномоченный по правам человека в Воронежской области, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета Т.Д. Зражевская, доктор юридических наук, доцент, зав. сектором сравнительного права Т.А. Васильева и другие); особенностям функционирования отдельных институтов государственной власти современного российского государства.

Особое внимание было уделено вопросам местного самоуправления и муниципально-правовой политики государства. Доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права Т.М. Бялкина отметила, что сложившаяся в России модель местного самоуправления не соответствует его конституционным принципам, оно не стало институтом подлинного народовластия.

Наряду с объективными обстоятельствами, связанными с тем, что МСУ внедрялось «сверху», по инициативе государства, тем не менее, есть причины субъективного характера, а именно нежелание органов государственной власти, прежде всего субъектов РФ, а порой и органов местного самоуправления, развивать активность и инициативность населения. Отсутствует планомерная, целенаправленная работа по воспитанию чувства самостоятельности, ответственности жителей муниципальных образований. Активность населения по-настоящему проявляется в ситуации противостояния каким-то решениям местных органов, с которыми жители территорий проявляют несогласие.

Органы местного самоуправления испытывают весьма сильное влияние со стороны органов государственной власти субъектов РФ, остаются беззащитны перед ними, потому что не могут опереться на поддержку, активную жизненную позицию жителей муниципального образования, с тем, чтобы противостоять незаконному вмешательству в решение вопросов местного значения со стороны государственных органов. Необходимо законодательно усиливать зависимость органов МСУ от населения, а не от органов государственной власти. Однако это обстоятельство недостаточно учитывается в процессе обновления законодательства о местном самоуправлении.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права РФ МГЮА имени О.Е. Кутафина В.И. Фадеев отметил, что закрепленная в Конституции РФ модель местного самоуправления обладает большим демократическим потенциалом и рассчитана на длительную перспективу, «на вырост». В настоящее время к её восприятию и практической реализации не готовы как само государство, так и общество. Однако это не означает, что необходимо корректировать конституционно-правовые основы местного самоуправления. Напротив, нужна последовательная государственная политика развития местного самоуправления, создания для него необходимых условий, реализация предусмотренных законодательством гарантий.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права Государственного университета управления В.В. Таболин в своем докладе «Московское «несамоуправление» затронул ряд интересных проблем, связанных с организацией местного самоуправления в новых границах Москвы. Он отметил, что в границах одного субъекта РФ, города федерального значения, в настоящее время функционируют различные по своему статусу муниципальные образования. Наряду с прежними внутригородскими территориями появились городские округа, городские и сельские поселения, что не предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, поправки, внесенные в последнее время в Устав г. Москвы, также противоречат принципам местного самоуправления, фактически направлены на замену органов местного самоуправления местными органами государственной власти.

 

Адрес: 394018 г. Воронеж, пл. Ленина, 10а, корпус 9, к. 706
Телефон: +7 (473) 255-07-19
Факс: +7 (473) 255-07-19
E-mail: opstupnikova@mail.ru

 При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
 © Юридический факультет  Воронежский государственный университет • 2012–2023
Воронежский государственный университет Юридический факультет ВГУ